NOTARIES.RU -> на главную.


  Электронный документооборот.   

Летом этого года Государственной Думой Российской Федерации были рассмотрены и приняты Федеральные законы от 27.07.2010 г. № 227-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и  от  27 июля 2010 года № 210-ФЗ  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которые призваны урегулировать узкую сферу – оказание  услуг органами публичной власти. Однако, они  не решают в целом вопросы документооборота в электронном виде, что представляется, безусловно, необходимым на последующем этапе.

В связи с необходимостью дальнейшего совершенствования порядка предоставления документов в электронной форме в государственные и муниципальные органы и учитывая статус нотариуса,   Центром развития континентального права был подготовлен и направлен в Министерство экономического развития проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка предоставления документов в электронной форме».

Предоставление документов в электронной форме является разновидностью обращения в государственные и муниципальные органы с целью получения государственных и муниципальных услуг. Порядок обращения за получением государственных и муниципальных услуг урегулирован Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Очевидно, что упомянутые выше федеральные законы не в полном объеме отвечают потребностям российского общества, поскольку не учитывают специфики представления отдельных документов в силу особенностей их принятия или особого порядка передачи этих документов.  Речь идет, прежде всего, о документах, исполненных нотариальным порядком, которые могут, а в ряде случаев и должны осуществляться нотариусом в электронном виде, и это  должно найти отражение в законе.

Разработанный Центром  законопроект устраняет этот пробел и дает возможность нотариусам предоставлять документы в электронном виде в различные государственные и муниципальные органы, в том числе и в случае нотариального удостоверения договоров. Для этого регулируется вопрос удостоверения подписи нотариуса в электронном виде путем выдачи ему универсальной электронной карты, а до ее выдачи - определением порядка удостоверения электронно-цифровой подписи нотариуса. Предлагается установить единый порядок деятельности удостоверяющих органов Правительством РФ.

Дополнительно вопросы обеспечения аутентичности обращений нотариусов должны быть урегулированы Правительством РФ в процессе регламентации организации электронного документооборота между различными государственными органами, в число которых должны быть включены и нотариусы в силу возложенной на них государственной  функции.

Законопроект отдельно регулирует вопросы электронного документооборота между нотариусами и органами по государственной регистрации прав и государственной регистрации юридических лиц в силу особой значимости этих действий и специального порядка регулирования. Нотариусам, действующим в интересах граждан, представляется возможность запрашивать и получать информацию из государственных реестров в электронном виде, предоставлять документы, исполненные нотариальным порядком, на государственную регистрацию в электронном виде, что позволит существенно упростить взаимодействие граждан и регистрирующих органов при одновременном усилении надежности государственной регистрации.

Повышение уровня безопасности и достоверности публичных реестров прав, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые будут опираться на нотариальные акты, может быть обеспечено публичным статусом нотариальной деятельности. 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования