NOTARIES.RU -> на главную.


  НОТАРИАТ.   

Институт развития нотариата и Центр развития континентального права (руководитель Усович Лариса Владимировна) для Федеральной нотариальной палаты подготовили комплексное аналитическое исследование, имевшее своей целью проведение анализа и оценки формирования (регламентации) во всех субъектах Российской Федерации размера платы за услуги правового и технического характера, оказываемые нотариусами, занимающимися частной практикой, в процессе совершения нотариальных действий. Указанная работа имела своей целью разработку предложений по упорядочению взимания платы за данные услуги, по установлению критериев, применимых к определению указанной платы с учетом особенностей экономического развития регионов.

Экспертные выводы, полученные по результатам исследования, могут быть использованы ФНП при подготовке предложений по реформированию законодательной базы, обеспечивающей финансирование нотариальной деятельности. Ниже приведены выдержки из аналитического исследования:

«….. Законодатель определил, что при оказании услуг правового и технического характера между нотариусом и обратившимся лицом возникают не публично-правовые, а гражданско-правовые отношения. Поскольку за составление проектов документов, выдачу копий и выполнение технической работы Налоговым кодексом не предусмотрен размер государственной пошлины, то и платеж за указанные действия не является налоговым, следовательно, плата за такие услуги может регулироваться в соответствии со ст. 424 ГК РФ….»

«….Министерство финансов, давая разъяснение о возможности взимания платы за услуги правового и технического характера, исходило из того, что указанная плата должна определяться себестоимостью затрат на составление документов, причем ни Минфин РФ, ни ФНС не вправе указывать из каких составляющих складывается данная себестоимость…Нотариальные палаты при расчете ставок за услуги руководствовались либо экономическим анализом, либо имели разработанные методические рекомендации, содержащие правовые и/или экономические основания взимания указанной платы…».

«… Учитывая основную миссию нотариата по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц … видится необходимым введение государственного регулирования не только в области установления нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий, но и платы за услуги правового и технического характера  ввиду того, что оказание указанных услуг неразрывно связано с нотариальным процессом……Указанное государственное регулирование должно быть гибким и учитывать ежегодную инфляцию в стране, в противном случае нотариусы … работая на условиях самофинансирования своей деятельности, могут начать повсеместно отказываться включать сведения о размере полученной платы за услуги правового и технического характера в реестр нотариальных действий, как это было предписано Министерством финансов РФ в разъяснении от 21.01.05 № 03-06-03-03/07, что может … фактически занижать общий уровень доходов каждого нотариуса, снижать налоговые поступления и размер взносов в нотариальную палату. Одним из вариантов решения вопроса может стать практика установления размера платы за правовую и техническую работу нотариуса как самостоятельного вида платежа в федеральном законодательстве, при условии определения единых стандартов установления размера такой платы и возможного наделения  законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом ежегодно устанавливать конкретные размеры платы за оказание услуг правового и технического характера с учетом социально-экономического развития региона, уровня цен, инфляции и др. Такой подход в должной мере позволил бы обеспечить самофинансирование нотариальной деятельности, соблюдение прав и законных интересов как лиц, обращающихся за совершением нотариального действия, так и нотариусов, и в целом повысить качество нотариального обслуживания в стране…..».

С полным текстом отчета можно ознакомиться по письменному запросу.

Rambler's Top100 Яндекс цитирования